Автор — Кирилл Венжин
ELP, Yes, Foreinger, UK, Genesis, Roxy Music, Uriah Heep, Asia, Wishbone Ash – все эти культовые группы объединяет то, что в них играли бывшие участники King Crimson. Впечатляющий, несмотря на непрерывные изменения, состав «Малинового короля» выдавал не менее впечатляющие работы, и группа по праву считается одной из лучших в прог-роке.
Прежде чем Роберт Фрипп распустил King Crimson «навсегда», он в компании с Джоном Уэттоном и Биллом Бруфордом записал альбом “Red”, который был очень высоко оценен музыкальными критиками и музыкантами. К слову, Курт Кобейн считал “Red” величайшим альбомом всех времен. Сам Фрипп (единственный бессменный участник группы) решил занять «заднее сиденье» в процессе принятия решений в записи альбома.
Возможно, во многом именно из-за этого на альбоме появилась завершающая творчество King Crimson в 70-х годах песня Starless, которую Фрипп не одобрил в качестве заглавного трека предыдущего альбома. Песня, написанная изначально Джоном Уэттоном, приобрела продолжительный музыкальный фрагмент, написанный на основе басового рифа Бруфорда. Текст был изменен дважды: первый раз под концерты весны 1974-го, второй раз при записи альбома летом того же года, с помощью штатного поэта группы Ричарда Палмера-Джеймса.
Так как на предыдущем альбоме King Crimson “Starless and Bible Black” была одноименная заглавная песня, название пришлось сократить до Starless, хотя в припеве присутствуют слова «…starless and Bible black», которых не было в инструментальной композиции с предыдущей пластинки.
В записи Starless (впрочем, как и всего альбома “Red”), принимали участие бывшие участники King Crimson в качестве приглашенных музыкантов.
В этой сложной композиции можно найти отголоски с ранних работ группы. Например, вступительная часть напоминает стиль “Epitaph” с их дебютного альбома, а в средней секции композиции можно услышать повышение динамики и тон в 13/4, который напоминает «The Talking Drum». Инструментальная часть постепенно нарастает, её сюжет захватывает и не отпускает с самых первых секунд.
К концу этой джаз-рок одиссеи все музыканты играют на максимальной скорости, и King Crimson творят на пределе своих возможностей одни из самых сильных минут в истории рок-музыки. И это притом, что сама композиция депрессивная и пропитана унынием и печалью.
В равной степени это также заслуга текста, в котором с каждым актом тоска ширится в геометрической прогрессии. Повесть начинается с яркой картины, где солнечные лучи мчатся осветить жизнь юного человека, но проходя сквозь глаза, выцветают до черноты в черепной коробке. А заканчивается рассказ тем, что всё вокруг тонет в этом мраке, и безысходность – единственный спутник героя. Полноценным логическим продолжением истории из текста можно считать гитарную партию Роберта Фриппа, которая не хуже слов даёт нам прочувствовать состояние протагониста.
Помимо 12-ти минутной композиции “Starless”, существует сокращенная версия длительностью четыре с половиной минуты. Она вышла в 2004 году на сборнике «The 21st Century Guide To King Crimson»
Давайте посмотрим музыкальный видеоклип “Starless”, снятый во время концертного выступления группы King Crimson.
Текст песни Starless | Перевод песни Starless |
Sundown dazzling day Gold through my eyes But my eyes turned within Only see Starless and bible black |
Ослепительный закат сияет Золотом сквозь мои глаза, Но мои глаза повернуты внутрь И видят только Беззвёздную, библейскую тьму. |
Old friend charity Cruel twisted smile And the smile signals emptiness For me Starless and bible black |
Одолжение старого друга Эта фальшивая, выдавленная улыбка, И эта улыбка сигнализирует пустоту Для меня Беззвёздная библейская тьма. |
Ice blue silver sky Fades into grey To a grey hope that oh years to be Starless and bible black |
Синий лед, серебряное небо Меркнут в темноте. О, сколько же лет надежде быть в темноте Беззвёздная библейская тьма. |
Перевод песни — Кирилл Венжин