Ку! Ку! Ку! Ку! Ыыыы! (Кин-дза-дза)

Кин-дза-дзаКомпозитор Гия Канчели написал музыку к нескольким популярным фильмам своего знаменитого соотечественника, режиссера Георгия Данелии. Его проникновенные мелодии звучат в картинах «Не горюй», «Мимино», «Паспорт», «Орел и решка», «Слезы капали» и других замечательных произведениях классика советского и российского кинематографа.

История создания

Судя по их воспоминаниям, совместная работа не всегда шла гладко, но тяжелее всего пришлось во время создания музыки к фантастической комедии «Кин-дза-дза!».

В автобиографической книге «Безбилетный пассажир» Георгий Николаевич рассказывает, как он заставлял композитора максимально упростить песню, которую исполняют герои Юрия Яковлева и Евгения Леонова:

В «Кин-дза-дза» есть номер — музыка инопланетян. Культура на планете, куда попали наши герои, находится в полном упадке, даже речь свелась к двум словам: ку и кю. И музыка, которую исполняют инопланетяне Уэф и Би (Леонов и Яковлев), должна быть очень примитивной и очень противной — примерно как бритвой по стеклу скребут. Канчели написал мелодию. Я сказал что годится, но надо упростить.

Изо всех сил приглашенные скрипач и пианист извлекали ужасные звуки из своих инструментов, но Данелии результат казался «слишком нейтральным». Он пытался даже сам играть на скрипке, задействовал найденный углу ржавый замок, убеждал Канчели вычеркнуть еще несколько нот – однако по-прежнему был недоволен результатом. Добиться нужного режиссеру эффекта удалось с помощью бритвы и стекла. Гия Александрович сам взял в руки лезвие, чтобы скрипом извлечь звуки, отдаленно напоминающие музыку. Так родилась песня «Ку! Ку! Ку! Ку! Ыыыы!».

Остается лишь догадываться, сколь яростным было негодование маститого режиссера, чьи симфонии с успехом исполнялись в филармониях. Спустя годы он говорит о работе над комедией с улыбкой, но по-прежнему вспоминает о сложностях процесса:

…он [Георгий Данелия]очень хорошо об этом написал в своих книгах. Как он меня заставлял крутить какой-то заржавленный старый замок, который издавал, может быть, это и звуками нельзя назвать, но это ему надо было для изображения.

«Диалоги», Радио Вести

…музыка в картине «Кин-дза-дза» — одна из наших самых сложных работ с Данелия. Георгий все время просил как-то упростить мелодию. В конце концов, дошло до того, что пришлось издавать звуки, скребя бритвой по стеклу. А в это время герой Евгения Леонова произносил свое знаменитое: «Ку». Впрочем, сегодня это только теплые воспоминания.

«Факты и комментарии», 2015

К счастью для поклонников таланта Георгия Данелии и Гии Канчели, режиссер и композитор всегда умели находить общий язык, несмотря на трудности совместного творчества. В настоящее время Гия Александрович не бывает в России, но поддерживает связь с Георгием Николаевичем, общаясь по телефону.

Непременно почитайте книгу «Безбилетный пассажир». В главе «Гия Канчели» Данелия очень живописно повествует о работе над музыкой к фильму «Кин-дза-дза!».

Цитата о песне

Там странноватая музыка. Данелия притаскивал на запись какой-то старый ржавый замок с заржавевшим ключом. И во время записи то открывал, то закрывал его. Потом все это художество накладывали на музыку скрипача, которого мы пригласили на запись. Режиссер заставлял скрипача издавать такие звуки, что тот был в ужасе и все спрашивал: «Зачем вы меня позвали?»

Гия Канчели

Комментарии 2

  • По-моему, в статье смешали основную музыкальную тему авторства Канчели и «обработанную» героями фильма песню «Мама, мама, что я буду делать».

    • Вы правы. Речь не о главной музыкальной теме. В книге Данелия явно пишет о песне, которую исполняют герои Леонова и Яковлева, а Канчели в интервью, вероятно, говорит о работе над музыкой к фильму в целом. Я подправил статью. Если выясню еще что-то, внесу изменения.

Ваше мнение о песне?

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.