Перемен — Виктор Цой

Posledniy Geroy - KinoХорошая песня запросто может начать жить своей жизнью, неподвластной воле автора. Она обрастает легендами, трактуется на все лады, а порой становится гимном какой-нибудь группы единомышленников или целого поколения. Интересно, что создатель, даже если он не рад происходящему, ничего уже изменить не может, сколько бы ни пытался объяснить, какой смысл он вкладывал в слова или при каких обстоятельствах написал композицию.

Так сложилась история песни «Перемен» («Хочу перемен!») рок-группы «Кино». Виктор Цой сочинил ее в начале 1985 года и впервые исполнил на четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба.

Там ее услышал режиссер Сергей Соловьев, которому нужен был музыкант для выступления в заключительной сцене фильма «Асса». Он отправился за сцену, пригласил Цой сыграть в картине и попросил его не исполнять «Перемен» до премьеры. Виктор без колебаний согласился, и группа «Кино» действительно не играла ее до выхода фильма на экран.

Далее грянула перестройка, в стране произошли крутые изменения, все резко осмелели и ринулись критиковать власть. А фраза «Мы хотим перемен» из песни, которую весь Советский Союз услышал в «Ассе», приобрела особый смысл, что стало неожиданностью для Цоя.

Он всегда подчеркивал, что не считает эту композицию «песней протеста», а себя – борцом за перемены. Ее присутствие в «Ассе» для него тоже было непонятно, и это подтверждает, что Виктор вкладывал в текст совсем не тот смысл, который народ стремится в нем найти.

Георгий Гурьянов утверждал, что «она никакого политического смысла не имела, а только философский». В книге «Тимур. “Врать только правду!”» Екатерины Андреевой приводятся его слова о том, что в «Перемен» говорится «о беспокойстве, неудовлетворении», а дальше уж слушателям предстоит «додумать песню по-своему».

Люди, которые на митингах поют эту песню, вызывают у музыкантов шутки и смех. Не больше. «Перемен» писалась не для толпы. Не для стада. Местоимение «наши», используемое в тексте, относится к очень узкому кругу людей. Самых близких, с которыми, возможно, ты сидишь рядом на кухне каждый вечер.

Георгий Каспарян

В одном из интервью Виктор Цой выразил надежду, что когда-нибудь люди разберутся с истинным значением песни, и «все станет на свои места». Но все произошло как раз наоборот. «Перемен», как и раньше, продолжают использовать политические партии, общественные организации, народные движения и участники акций протеста. Рассказывать о них нет смысла, да и неинтересно.

«Перемен» вошла в альбом «Последний герой», выпущенный в 1989 году. Журнал “Time Out” включил ее в список «100 песен, изменивших нашу жизнь», а в рейтинге ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, который составили слушатели «Нашего радио», она занимает 28-ое место.

Для проекта «КИНОпробы» песню исполнила группа «МультFильмы». Кавер-версии «Перемен» записывали многие «Звери», «Инспектор» и даже Надежда Кадышева.

Интересные факты

  • Говорят, что члены группы «Кино» недолюбливали песню и между собой называли ее «пельменем».
  • Не исключено, что Виктор Цой сочинил музыку к песне под впечатлением от композиции “Barbarism Begins at Home” группы The Smiths.

Текст песни «Перемен» — Виктор Цой, Кино

Вместо тепла зелень стекла,
Вместо огня дым
Из сетки календаря выхвачен день
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним
На пылающий город падает тень

Припев:
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен
Перемен!
Мы ждем перемен!

Электрический свет продолжает наш день
И коробка от спичек пуста
Но на кухне синим цветком горит газ
Сигареты в руках, чай на столе —
Эта схема проста
И больше нет ничего, все находится в нас

Мы не можем похвастаться мудростью глаз
И умелыми жестами рук
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять
Сигареты в руках, чай на столе,
Так замыкается круг
И вдруг нам становится страшно что-то менять

Цитаты о песне

Перемены, о которых пел Виктор, — это не перемены политического строя. <…> Это перемены гораздо более глубокие внутри себя, о которых пели, писали, рисовали, лепили все художники мира.

Алексей Рыбин, «Дождь»

…песня эта – символ того времени, когда началась перестройка и до перестройки. И вот я ассоциирую эту песню именно с перестройкой, которая началась тогда, во второй половине восьмидесятых годов.

Василий Шумов, Эхо Москвы

Комментарии 12

  • Песня очень хорошая,но всё же уступает «Группе крови» и «Звезде по имени Солнце»,занимая таким образом 3-место по значимости в творчестве Виктора Цоя.
    Талантливому советскому рок-музыканту Виктору Цою не повезло,что эту песню взяли на вооружение враги советского строя,и стали повсюду её крутить,используя её для разрушения советского строя и развала СССР.Сам Цой,что бы о нём теперь ни клеветали ФСБ с МВД и их хозяева из ЦРУ-ФБР, не был открытым противником советского строя.И вообще из всех известных рок-музыкантов той поры он менее всего интересовался политикой.

  • Что было на душе то и пел. Выражал эмоции очень оригинально через музыку и текст.
    Его песни будут жить очень долго.

  • наверно я ошибаюсь выводах для себя я так истолковал строки эти: …. жажда духовного обновления, перемен внутри себя …свободы, такого состояния души которая готова принят красоту проснувшегося дня,…. Все встречаю, все приемлю Рад и счастлив душу вынуть, Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинут /С.Есенин/

  • Во-первых, хочется отметить настоящую поэтическую ценность текста. «Синим цветком горит газ», например. Очень красиво, ведь так? Получается, что в неприглядном советском быте Виктор Цой все-таки находил красоту, пусть и зыбкую, ненадежную, холодную. А во-вторых, да, перемен хочется почти каждому человеку, осознанно или нет, причем перемен, как правило, не внешних, а внутренних. Ведь и счастье, и несчастье всегда внутри. Но, разумеется, в эпоху перестройки просто невозможно было не толковать песню как политическую, даже если это было не так. Здесь людей винить нельзя.

  • Думаю смысл песни о определенной категории людей, которых ничего не интересует кроме собственного удовлетворения.Они меняют семейный очаг на развлечение, вместо того чтобы быть с любящими их людьми…и каждый потраченный день просто не существует, т.к. он был прожит без всякой морали, ума и науки. Но однажды наступает момент , когда человек обременяет себя прошлым… осознает что жизнь прожил в пустую, что в его жизни нет любви, нет теплых и радостных воспоминаний, о которых не стыдно вспомнить …
    Виктор Цой был художником, а не политиком

  • Почему , автор статьи о песне, пытается обойти тему о чем она . Ведь народ не обманешь, если она действительно воспринимается остро социально и политически . Люди и тогда и сейчас понимают что без перемен в жизни общества и власти не обойтись!

  • Угу. Песня то про то, что вот опять вечер… И опять мы на кухне тупим… Надоело. Надо уже разнообразия какого-то (перемен) сегодня. Но плавно наступает ночь, а мы всё ещё тупим на кухне — пьём чай и смотрим на горящую газовую конфорку… Потом уже под утро и глаза не умные и жесты рук не те… в общем, перемен сегодня не случилось… Да и не надо уже… И так хорошо 🙂 Спать пора….

  • А песня классная, такое(я имею в виду музыку) тогда никто не исполнял.

  • Я подразумевал под переменами освобождение сознания от всяческих догм, от стереотипа маленького, никчемного равнодушного человека, постоянно посматривающего «наверх». Перемен в сознании я ждал, а не конкретных там законов, указов, обращений, пленумов, съездов.

    Виктор Цой

  • Хорошая статья!

Ваше мнение о песне?

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.