(Don’t Fear) The Reaper — Blue Oyster Cult

Don't Fear The Reaper - Blue Oyster CultЭта статья, посвященная, возможно, самой знаменитой песне группы Blue Oyster Cult, имеет необычную для Song-Story.ru структуру. Ее основную часть составляют цитаты музыкантов, продюсеров и других людей, принимавших прямое или косвенное участие в создании трека.

Проследить историю “(Don’t Fear) The Reaper” (“(Не бойся) жнеца”), а также разобраться в ее истинном смысле нам помогут выдержки из интервью, которое участники записи композиции дали популярному изданию Uncut в 2010 году. Итак, что они рассказали в той памятной беседе.

История песни Don’t Fear The Reaper

Автором композиции является Дональд «Бак Дхарма» Розер.

  • Бак Дхарма: «Многое из моего самого сильного материала было написано отчасти механически. Я придумал проигрыш на гитаре и первые две строчки текста приблизительно за две минуты».
  • Альберт Бушар: «Впервые я услышал ее в мае 1975 года. Дональд позвонил мне и сказал: “У меня есть этот новый рифф”, — а затем сыграл его мне по телефону. Две недели спустя мы были на гастролях, и Дональд сыграл мне демо. Я отреагировал как-то так: “Ни фига себе! Потрясающе! Звучит как будущий хит”. Не всем участникам группы она сразу понравилась. Некоторые думали, что она реально слабая».
  • Эрик Блум: «Помню, я слушал демо Дона и думал, что это хорошая песня, но она действительно была не похожа ни на что из того, что мы делали раньше».
  • Сэнди Перлман: «Я подумал, что она более чем потрясающая. Они не так часто писали сами по себе прежде. “Reaper” стала переломным моментом в развитии нашего сочинительства песен. Определенно, она совпала с появлением у них многоканальных домашних магнитофонов».

История записи песни

Группа записала композицию на студии The Record Plant.

  • Эрик Блум: «Четырехканальники дали всем возможность писать самостоятельно. Дон всегда был хорошим инженером, и его домашние демо всегда звучали более искусно, чем у других. Хотя раньше мы всегда писали вместе, каждый всегда вносил свои идеи и пытался их всем навязать. Дон же принес “Reaper” по сути завершенной».
  • Альберт Бушар: «Дональд, на самом деле, помощи вообще не просил. Я предложил ему пару идей, но он их вообще не использовал».
  • Дэвид Лукас: «Тогда “Reaper” был слегка длинным, поэтому я внес пару предложений по редактированию, чтобы укоротить ее. Мы ее укоротили и пошли на Record Plant».
  • Джо Бушар: «Мы выбрали Record Plant, потому что там раньше работал Джон Леннон. Там все работали: Хендрикс, Aerosmith, Грегг Оллман, но нас привлек именно дух Леннона. Пока мы записывались, мы выходили в гостиную и смотрели «Изгоняющего дьявола» на видеомагнитофоне Леннона, который он там оставил. Думаю, это отразилось на “Reaper”».
  • Сэнди Перлман: «“Reaper” выиграл он невероятного вливания новых технологий звукозаписи в Record Plant, которая была одной из трех, четырех или пяти лучших и наиболее продвинутых студий в мире. Мы получили доступ ко всевозможным манипуляциям со звуком, которые были нам недоступны еще за пару лет до того».
  • Альберт Бушар: «Когда Сэнди Перлман услышал ее, он сказал: “Это звучит, как The Byrds”. А я типа, что? Да ни фига это не звучит, как The Byrds!»

Основная идея композиции

Многие меломаны, услышав песню, решили, будто в ней идет речь о суициде. Впрочем, это совсем не удивительно, если учесть упоминание в тексте знаменитых героев Шекспира, которые свели счеты с жизнью из-за трагической любви. На самом деле, композиция посвящена не самоубийству.

  • Бак Дхарма: «Я как то слышал, будто вся песня, включая аранжировку, мне приснилась. Это великолепная история. Конечно, дуга этой истории всегда вертелась у меня в голове. Я размышлял над неизбежностью смерти и подумал: “Слушай, разве не было бы классно, если бы твоя любовь выжила даже после твоей смерти”. У меня были отклонения в работе сердца, и я очень беспокоился по этому поводу. Оказалось, что жизни это не угрожало, но, конечно, заставило мне думать о собственной смертности. Думаю, одна из притягательных особенностей “Reaper” в том, что она находит отклик у людей. Они думают об этом. О смерти».
  • Джо Бушар: «Мы не знали, что у Дональда были проблемы с сердцем, поэтому мы знали, что его вдохновило. Конечно, мы все становились старше. Я просто подумал, что на него повлияло именно это. В течение многих лет он туманно объяснял песню, говоря: “Это лишь еще одна глупая песенка о любви”».
  • Бак Дхарма: «Меня несколько шокировало, что некоторые люди подумали, будто она о самоубийстве. Если бы я догадался, что о ней будут так думать, я бы изменил часть текста. Возможно, я бы убрал отсылку к Ромео и Джульетте, но это была слишком хорошая метафора».
  • Бак Дхарма: «“Reaper” утверждает, что существует жизнь после смерти, и вы можете поменять мнение. Время от времени реальность может быть разорвана, и вы действительно сможете передвигаться в пределах этих разных областей. Когда я ее писал, я надеялся, что это была загробная жизнь. А теперь? Я допускаю, что ничего больше может и не быть. Но я очень хочу оказаться удивленным».

Достижения песни

Композиция была выпущена первым синглом с альбома “Agents of Fortune” (1976). В Billboard Hot 100 она поднялась на двенадцатую строчку, а в UK Singles Chart добралась до шестнадцатой позиции.

Какую роль она сыграла в истории группы. Узнаем мнение участников коллектива и продюсеров:

  • Дэвид Лукас: «Не думаю, что парни из Blue Öyster Cult ожидали получить хит. Они просто надеялись сделать карьеру».
  • Бак Дхарма: «“Reaper” многое изменил в группе. Он внес некоторое смятение в идентичность команды. После того Blue Öyster Cult накренилась в сторону, которой мы при других обстоятельствах противились бы, что касается нашего сознательного образа. Я никогда не думал, что мы потворствовали оккультизму, жестокости или чему-то такому. Мы имели дело с этими темами, во многом, как это делал бы писатель или режиссер. Нас клеймили как наци или сатанистов, типа мы создаем нашей музыкой лабиринты разума, но мы вели совсем не такой образ жизни. Это было очень неприятно, потому что мы, по сути, были просто парнями из среднего класса».
  • Джо Бушар: «Главное изменение было в том, что мы играли в пустых залах, а как только вышла “Reaper”, билеты на нас стали полностью распродаваться. Это произошло буквально в течение недели. Такова сила хитовой записи».
  • Бак Дхарма: «Песня стала чем-то вроде панихиды по усопшим. Тем, что играют или говорят, когда кто-то уходит на тот свет. И я не против. Я хочу, чтобы ее сыграли на моих похоронах».

“(Don’t Fear) The Reaper” включена в несколько авторитетных списков лучших треков, включая «500 величайших песен всех времен» от Rolling Stone, «1001 лучших песен» от Q и рейтинг лучших синглов от Mojo.

Каверы на нее записывали H.I.M., Apollo 440, Big Country, Wolf и многие другие группы, творящие в разных жанрах.

Интересные факты

  • В песне звучит альпийский (коровий) колокольчик. Использовать его предложил Дэвид Лукас, а сыграл на инструменте Альберт Бушар.
  • Текст композиции процитирован в романе Стивена Кинга «Противостояние».
Текст песни
(Don’t Fear) The Reaper
Перевод песни
(Don’t Fear) The Reaper
All our times have come
Here but now they’re gone
Seasons don’t fear the reaper
Nor do the wind, the sun or the rain
We can be like they are
Come on baby, don’t fear the reaper
Baby take my hand, don’t fear the reaper
We’ll be able to fly, don’t fear the reaper
Baby I’m your man,
Наше время пришло,
Но оно уже успело уйти
Времена года не боятся жнеца,
Как не боится его ветер, солнце или дождь…
И мы можем быть, как они
Ну же, крошка, не бойся жнеца
Крошка, возьми меня за руку, не бойся жнеца
Мы сможем летать, не бойся жнеца
Крошка, я твой мужчина
Valentine is done
Here but now they’re gone
Romeo and Juliet
Are together in eternity, Romeo and Juliet
Forty thousand men and women everyday,
Like Romeo and Juliet
Forty thousand men and women everyday,
Redefine happiness
Another forty thousand coming everyday,
We can be like they are
Come on baby, don’t fear the reaper
Baby take my hand, don’t fear the reaper
We’ll be able to fly, don’t fear the reaper
Baby I’m your man
Валентину конец,
И они ушли,
Ромео и Джульетта,
Вместе в вечность, Ромео и Джульетта
Сорок тысяч мужчин и женщин каждый день,
Как Ромео и Джульетта
Сорок тысяч мужчин и женщин каждый день,
Взгляни на счастье по-другому
Еще сорок тысяч мужчин и женщин каждый день
Мы можем быть, как они
Ну же, крошка, не бойся жнеца
Крошка, возьми меня за руку, не бойся жнеца
Мы сможем летать, не бойся жнеца
Крошка, я твой мужчина
Love of two is one
Here but now they’re gone
Came the last night of sadness
And it was clear she couldn’t go on
Then the door was open and the wind appeared
The candles blew then disappeared
The curtains flew then he appeared, saying don’t be afraid
Come on baby, and she had no fear
And she ran to him, then they started to fly
They looked backward and said goodbye,
She had become like they are
She had taken his hand,
She had become like they are
Come on baby, don’t fear the reaper
Любовь двоих – одно целое
Но их уже нет
Пришла последняя ночь печали
И было ясно, что она не могла жить дальше
Затем дверь открылась, и подул ветер
Свечи потухли и исчезли
Шторы начали развеваться, когда он появился, призывая не бояться
Давай, крошка, и она не боялась
И она побежала к нему, а затем они полетели
Они оглянулись и попрощались
Она стала, как они,
Она взяла его за руку,
Она стала, как они
Давай, крошка, не бойся жнеца

Цитата о песне

Я не знаю, почему люди принимают ее так близко к сердцу. Это песня, в которой можно найти много тайн. Но хотя я сам думаю, что часть ее можно анализировать на интеллектуальном уровне, что-то в ней остается эфемерным и потусторонним. Всегда есть еще одна дверь. Возможно, однажды она будет найдена.

Джо Бушар

Комментарии 2

  • Почему они приплели Валентина? Он был братом Маргариты, убитым Фаустом. Мол, «детка» — это не только возлюбленная, но и любой близкий человек?

  • Эта песня играет в песенном автомате, в игре The Prey, только при похищении бара пришельцами!

Ваше мнение о песне?