Скованные одной цепью — Nautilus Pompilius

Разлука - Наутилус ПомпилиусАльбом «Разлука» стал знаковым в истории рок-группы Nautilus Pompilius. С него началась ее всесоюзная известность, а некоторые из композиций стали визитными карточками «Наутилусов». В их число вошла тема «Скованные одной цепью», хотя она была очень близка к тому, чтобы оказаться за бортом «Разлуки».

Слова песни написал Илья Кормильцев в 1984 году, а музыку сочинил Вячеслав Бутусов. Слова после «литовки» пришлось несколько изменить. Например, вместо строчки «за красным восходом коричневый закат», намекающей на сходство советской системы с фашистской, появилась фраза «за красным восходом розовый закат».

Но и без того песня «Скованные одной цепью» получилась более чем жесткой. Она практически открытым текстом обличает пороки общества, которые за семьдесят лет успели стать нормой жизни для большинства граждан. Построчно разбирать слова нет необходимости. Смысл каждой фразы и так понятен любому, кто не понаслышке знаком с жизнью в СССР.

Илья Кормильцев говорил, что «это композиция о сегодняшнем дне, который отличается от вчерашнего большим сознанием того, что каким-то переменам в нашей жизни мешают факторы не столько внешние, сколько внутренние».

Альбом «Разлука» был представлен в свердловском рок-клубе летом 86-го, и через пару дней его президент Николай Грахов сообщил, что «Скованных» исполнять нельзя. Было принято решение песню из альбома убрать, но в суматохе никто не сообщил об этом людям, которые его записывали. Поэтому «Разлука» вышла со всеми одиннадцатью треками.

«Наутилусы» были готовы к негативной реакции со стороны контролирующих органов и определенным последствиям, но обошлось. Видимо, времена уже были не те.

Позже композиция «Скованные одной цепью» вошла в альбомы «Князь тишины» (студийный) и «Ни кому ни кабельность» (концертный).

В списке ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, составленном по результатам голосования слушателей радиостанции «Наше радио», «Скованные одной цепью» заняла 94-ое место.

В 1996 году Вячеслав Бутусов сказал, что «Скованные одной цепью» имела «при написании совершенно другие цели», и даже заявил, что она «уже отслужила свое». Но даже спустя полтора десятка лет поклонники группы вряд ли согласятся с этим утверждением.

Илья Кормильцев дал название «Скованные одной цепью» сборнику своей поэзии, который был издан в 1990 году.

Переработанная версия песни была включена в саунд-трек фильма «Стиляги» Валерия Тодоровского. Ее исполнила актриса Евгения Брик. Бутусов сразу же дал согласие на использование композиции в картине, потому что всегда относился с доверием к Тодоровским. При этом он назвал кавер «отдельным номером по мотивам своей песни».

Интересные факты

  • Для трибьют-альбома «Нау Бум» песню «Скованные одной цепью» записала группа «Машина времени».

Текст песни «Скованные одной цепью»

Круговая порука мажет, как копоть
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находится зад
За красным восходом — розовый закат

Скованные одной цепью,
Связанные одной целью
Скованные одной цепью,
Связанные одной.

Здесь суставы вялы, а пространства огромны
Здесь составы смяли, чтобы сделать колонны
Одни слова для кухонь, другие — для улиц
Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц,
И я держу равнение, даже целуясь

На скованных одной цепью,
Связанных одной целью
Скованных одной цепью,
Связанных одной целью

Можно верить и в отсутствие веры,
Можно делать и отсутствие дела
Нищие молятся, молятся на
То, что их нищета гарантирована

Здесь можно играть про себя на трубе,
Но как не играй, все играешь отбой
И если есть те, кто приходят к тебе,
Найдутся и те, кто придет за тобой

Также скованные одной цепью,
Связанные одной целью
Скованные одной цепью,
Связанные одной

Здесь женщины ищут, но находят лишь старость,
Здесь мерилом работы считают усталость,
Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи,
Здесь первые на последних похожи
И не меньше последних устали, быть может,

Быть скованными одной цепью,
Связанными одной целью
Скованными одной цепью,
Связанными одной целью

Цитата о песне

…»Наутилус» очень много сделал для России тем, что в песне «Скованные одной цепью» музыканты точно назвали заболевания общества, перечисляя их в каждой строчке — назвали беса по имени.

Борис Гребенщиков

Комментарии 17

  • Отличная песня, отличные авторы. Прекрасный анализ СССР. Я не хочу в Советский Союз. Этого могут желать лишь неудачники, которые так и не поняли, что сегодня перед ними открыты все возможности и для духовного и для материального роста.

  • Да, обидно слышать эту песню среди Наутилусовских. Приложили все-таки руку к развалу. Весь набор перестроечных штампов в песне собрали.

    Да, и те, кто говорит, что песня актуальна. Нет, песня поется про то, что мы сейчас живем в раю, где мы разобщены и не скованы, и это хорошо. Читайте слова так: РФ — хорошо. А в Совке был ад. Не надо придавать романтического оттенка букету цветов, которым хлещут вас по роже.

  • О тексте этой песни сказано практически всё. А вот про исполнение и аранжировку как-то нигде особо не упоминается. А ведь это может быть тоже интересно многим, особенно тем, кто хорошо помнит обе версии «скованных», 86 и 89 годов. Песня вряд ли была бы настолько интересной без этого характерного ритма и более жёсткого, по сравнению с остальным Наутилусом, звучания. Я даже характеризую его как индустриальное, особенно явно это подчеркивают звуки работы тяжёлых механизмов в концовке версии 89 года. И ещё вступление в ней же необычное и завораживающее, думаю многие подтвердят. Отдаленный бой огромного колокола, плавно нарастающие, несколько зловещие тональности какого-то непонятного инструмента. Воображение вполне способно вырисовать заброшенную промзону в декабрьском полумраке с жёлтым, светящим себе под нос фонарём на стене чердака старого склада. Глубина проработки вступления как бы намекает на продолжение этой параллельной реальности дальше за 0:33, где и вступают гитарные рифы. Они контрастно «закрывают портал», и текст начинает рубить правду, для понятия которой главное уже не воображение а здравый смысл. Какие инструменты использовались в концовке и вступлении версии-89? Что повлияло на создание именно такого вступления? Или чем был воспроизведен этот металлический шелест в версии-86? всё это было бы интересно узнать.

  • Она всё чаще и чаще звучит. Как и многое из того времени. Вотжеж время, какое, могучее было.

  • Обидно было слышать эту песню, очень нравился Наутилус, и мне неприятно что и они туда же, но ничего, они получили что хотели, теперь все скованные одной целью — заработать бабала и потреблять. Можно конечно предположить, что это их мысли о жизни при Горбачеве, вот только верится струдом

  • «Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц…» … это уже реалии сегодняшних дней…

  • Это песня в одном страшном, что то ли фильме, который то ли ролике играла, что не подскажете название?

  • смысл идет про ломку,а скованной одной цель ка цепью,что-бы найти еще на дозу

  • «Здесь составы вялы, а пространства огромны
    Здесь суставы смяли, чтобы сделать колонны»

    составы и суставы перепутали местами )

Ваше мнение о песне?