История песни «В лесу прифронтовом»

Это популярная военная песня, написанная композитором Матвеем Блантером на стихи Михаила Исаковского. Исаковский сочинил стихотворение в 1942 году в городе Чистополь Татарской АССР, куда была эвакуирована группа московских писателей, поэтов и артистов вместе со своими семьями в 1941 году. Михаил Исаковский был среди них и не мог быть на фронте из-за проблем со зрением.

История создания песни «В лесу прифронтовом»

Исходя из написанного им стихотворения, Матвей Блантер написал эту музыкальную композицию в 1943 году.

Стихотворение Исаковского первоначально называлось «В прифронтовом лесу» и было посвящено его жене Лидии. Оно было впервые опубликовано в газете «Красная Татария», а затем воспроизведено в собрании сочинений Исаковского под тем же названием и с тем же посвящением в конце 1960-х годов.

Михаил Исаковский вспоминал:

Стихи написаны на Каме, когда шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев, услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Ефрем Флакс.

Матвей Блантер рассказывал:

И вот в 1942 году получаю от Исаковского письмо: «Матвей, я написал стихи. Может, этим обеспечу хоть какое-то участие в войне». С первых же фраз было ясно — стихи сто́ящие. Так появился вальс «В лесу прифронтовом».

По-видимому, при создании музыки Блантер отталкивался от интонаций упомянутого в стихотворении Исаковского вальса Арчибальда Джойса «Осенний сон», а также его же вальса «Воспоминание».

Музыка песни «В лесу прифронтовом» – плагиат?

В нескольких интервью в 1990-х годах композитор Никита Богословский предположил, что Матвей Блантер мог использовать мелодию из вальса «Королева ночи» прусского композитора Виктора Матиасовича для создания песни «В лесу прифронтовом». Он утверждал, что вальс был опубликован в 1925 году в Хемнице. Однако, кроме высказываний Богословского, нет никаких других свидетельств или документальных доказательств такого заимствования.

Приведем отрывки из интервью Никиты Богословского:

В 1948 году неизвестная женщина из Прибалтики прислала мне ноты, изданные аж в 1925 году в Хемнице, прусского композитора Victor Маtуаsovich “Коnigin dеr Nacht”, второй частью которых являлась мелодия песни военных лет “В лесу прифронтовом” Матвея Блантера (за которую он получил Сталинскую премию в 1946 году). Я дал ноты композитору Евгению Жарковскому, который хорошо читал “с листа”, и он на совещании в Союзе Композиторов по творческому методу сыграл “В лесу прифронтовом” с нот, изданных в Германии. Потом был секретариат СК, где в защиту Блантера выступили добрый человек Шостакович, Кабалевский, ещё кто-то. Потом разбирались в Голубом зале “Комсомолки”. В итоге выговор дали мне, наверное, за то, что вынес сор из избы”

Литературная газета, 18.12.1996

Первый мой конфликт с Союзом композиторов, членом которого я имею честь (удовольствие? радость? счастье?) быть вот уже 65(!) лет, произошел в конце сороковых годов. А было это так.

Мой друг, композитор Игорь Морозов, передал мне, не скрывая своего недоумения, клавир вальса-бостона композитора Виктора Матиасовича “Королева ночи”, опубликованного издательством “Мольтоферлаг” в немецком городе Хемнице в 1925 году. Получил он эти ноты от какой-то знакомой пианистки из Риги. Признаюсь честно: меня это сочинение также крайне поразило.

Через несколько дней у нас, в союзе, состоялась дискуссия о творческом методе. И я, без всяких словесных предварении, попросил хорошо читающего “с листа” композитора Евгения Жарковского сыграть среднюю часть этого сочинения.

Когда Жарковский закончил – наступила тяжелая длительная пауза, поскольку присутствующие услышали в фортепианном изложении полностью совпадающую с исполненным знаменитую песню Матвея Блантера “В лесу прифронтовом”, композитора широко и по заслугам известного. На этой паузе и закончилась дискуссия о творческом методе.

Слух об этом происшествии быстро разнесся по Москве, достиг прессы, в результате чего в Голубом зале “Комсомольской правды” состоялось заседание редакций “Крокодила”, “Комсомолки” и секретариата нашего союза. Речи были необычайно горячи и взволнованны, как защищающие, так и обвинительные. Однако пресса об этом скандале не обмолвилась ни одним словом.

Версия, 19.10.1999

Закончилась эта история тем, что Никита Богословский получил от Союза композиторов выговор , а протокол того злочастного заседания со временем благополучно затерялся.

Смысл песни «В лесу прифронтовом»

Вряд ли стоит подробно останавливаться на толковании основной идее композиции. Всем понятно, о чём песня «В лесу прифронтовом».

Каждый солдат на войне тоскует о доме, но все советские воины понимали, что вернуться к семье можно лишь после победы над жестоким врагом, поэтому они были готовы к тяжелейшим испытаниям.

Исполнители песни «В лесу прифронтовом»

Первым композицию спел Ефрем Флакс.

В военные годы и после Великой Победы песню исполняли многие известные артисты: Вадим Козин, Надежда Обухова, Майя Кристалинская, Георгий Виноградов, Иван Козловский, Алексей Покровский, Дмитрий Гнатюк, Тамара Синявская, Владимир Трошин, Людмила Гурченко, Олег Погудин, Татьяна Овсиенко, Екатерина Гусева, Серж Генсбур и прочие.

Интересные факты

  • Матвею Блантеру была присуждена Сталинская премия в 1946 году за создание таких песен, как «Под звёздами балканскими», «В путь-дорожку дальнюю», «Моя любимая» и «В лесу прифронтовом». Ранее, в 1943 году, Михаил Исаковский получил Сталинскую премию за тексты к песням.
  • Песня «В лесу прифронтовом» была исполнена многократно на заключительных концертах телевизионных фестивалей «Песня года». В 1974 году её исполнил Алексей Покровский, а в 1980 году — Павел Бабаков.

ЧаВо

  • Кто написал песню «В лесу прифронтовом»?

Стихотворение «В прифронтовом лесу» сочинил Михаил Исаковский. На музыку его положил Матвей Блантер.

  • Когда была написана песня «В лесу прифронтовом»?

Слова песни датируются 1942 годом, а музыка появилась на свет в 1943-м.

  • Кто первым спел песню «В лесу прифронтовом»?

Первым исполнителем композиции был Ефрем Флакс.

  • Песня «В лесу прифронтовом» плагиат?

Композитор Никита Богословский утверждал, что Матвей Блантер скопировал музыку песни «В лесу прифронтовом» из вальса «Королева ночи» Виктора Матиасовича.

Текст песни «В лесу прифронтовом»

С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы –
Товарищи мои.

Под этот вальс весенним днем
Ходили мы на круг;
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг;
Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет;
Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет.

И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и мечтал
О чем-то дорогом;
И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну.
И каждый знал – дорога к ней
Ведет через войну.

Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час.
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз.
Но пусть и смерть в огне, в дыму
Бойца не устрашит,
И что положено кому –
Пусть каждый совершит.

Так что ж, друзья, коль наш черед,
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрет,
Не задрожит рука.
Настал черед, пришла пора, –
Идем, друзья, идем.
За все, чем жили мы вчера,
За все, что завтра ждем.

С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы –
Товарищи мои.

Делитесь мнениями

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x