Автор – Анатолий Анипченко.
Эта легендарная советская песня больше известна под названием «Хвастать, милая, не стану». Она исполняется вот уже более шести с половиной десятилетий, не теряя популярности у нескольких поколений слушателей. Далеко не все отечественные меломаны знают, что появилась она благодаря трогательному, сказочному и незамысловатому фильму «Свадьба с приданным».
История создания песни «Хвастать, милая, не стану»
В нем рассказывается не о традиционном любовном треугольнике, а о четырехугольнике: герой любит героиню, ее сердце принадлежит другому, и все вместе они любят колхоз и битву за высокие урожаи. В общем, на протяжении всей картины с экрана бьют ключом эмоции в духе социалистического реализма.
Уже нет той действительности. Отходит в вечность поколение, о котором, собственно, и рассказывает фильм. Однако он продолжает жить и находить новых поклонников, время от времени появляясь на телеэкранах. Безусловно, столь длительной популярностью он в значительной степени обязан звучащими в нем прекрасными песнями Фатьянова.
На большом экране «Свадьба с приданным» появилась в 1953 году. До этого на театральной сцене шел спектакль, поставленный по пьесе Н.Дьяконова.
Надо отметить, что песни в него были введены еще до того, как были написаны. Более того, не было даже известно, кто их будет сочинять. Изначально остановились на Николае Будашкине, который был в то время известным композитором и виртуозным музыкантом-баянистом. Однако ему не удалось воплотить замысел режиссера, который в спектакле видел и колхозные вечеринки, и гармонику, и пляски. Его сочинения не были приняты.
Вот здесь-то взор постановщиков упал на Бориса Мокроусова, которому и был сделан заказ. Время показало, что выбор был сделан правильный. Немаловажную роль в творческом процессе сыграла личная дружба Мокроусова с Алексеем Фатьяновым, которая способствовала плодотворности их совместной работы.
В одну из встреч Борис Мокроусов предложил Алексею Фатьянову сотрудничество. У него была готова оркестровая музыка, написанная к спектаклю, но малоподходящая к сценам, которые хотели видеть постановщики. Алексей Иванович прослушал предложенную музыку, отметив, что она берет за душу.
В перерывах между шутками-прибаутками, которыми пестрели их дружеские отношения, Фатьянов написал сразу три замечательные песни для спектакля: «Зацветает степь лесами», «На крылечке твоем» и куплеты Коли Курочкина «Хвастать, милая, не стану…».
Далее предстояло прослушивание в Театре сатиры. В исполнении двух рослых и красивых мужиков сначала были исполнены куплеты, которые произвели на слушателей неизгладимое впечатление. Авторов попросили спеть песни несколько раз и сразу же утвердили эти музыкальные композиции.
Актер Виталий Доронин, исполнивший главную роль, также пришел в восторг от песен:
Вот это — прямое попадание! Какие же вы!.. Вы титаны!
Отдельно Алексею Фатьянову, с которым до этого не был знаком, отвесил поклон и воскликнул: «Мой поклон тебе – титану!»
В марте 1950 года состоялась премьера спектакля, который произвел настоящий фурор.
В 1953 году киностудией имени Горького был снят кинофильм по спектаклю. Популярность, как сейчас говорят, саундтрека превзошла даже успех самого фильма. Песни до сих пор можно нередко услышать в наше время и со сцены, и с экранов телевизоров, и в исполнении простых людей, которые ценят творчество известных соотечественников.
Текст песни «Хвастать, милая, не стану»
Хвастать, милая, не стану:
Знаю сам, что говорю.
С неба звёздочку достану
И на память подарю.
Обо мне все люди скажут:
Сердцем чист и не спесив.
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?
Но про новые рубахи
И костюм, что в праздник сшил,
Мне районный парикмахер
Комплименты говорил.
Ничего не жаль для милой
И для друга ничего.
Для чего ж ходить вам мимо —
Мимо взгляда моего?
Задержитесь на минуту,
Посмотрите мне в глаза.
Я ведь вам ещё как будто
Про любовь не рассказал.
Для такого объясненья
Я стучался к вам в окно —
Пригласить на воскресенье
В девять сорок пять в кино.
Из-за вас, моя черешня,
Ссорюсь я с приятелем.
До чего же климат здешний
На любовь влиятелен!
Я тоскую по соседству
И на расстоянии.
Ах, без вас я, как без сердца,
Жить не в состоянии.
Я тоскую по соседству
И на расстоянии.
Ах, без вас я, как без сердца,
Жить не в состоянии.
Цитата о песне
Здесь тоже царил смех, но врачующий душу — смех любовный. Фатьянов умел использовать разговорные интонации в стихах песен. Они окрашивали привычный мир русского простолюдина в яркие тона, наполняли его жизнь каким-то высоким, поэтичным сознанием. Песни восстанавливали изъязвленный невзгодами народный организм — их можно было петь хором…
Татьяна Дашкевич