Revolution 9 — The Beatles

The Beatles - The Beatles (White Album)Экспериментируя с авангардной музыкой, сложно рассчитывать на признание широкой аудитории. Возможно, так думали Джордж Мартин и Пол Маккартни, когда убеждали Джона Леннона не включать песню Revolution 9 в альбом The Beatles. С одной стороны, они были правы. Большинство фанатов не поняли композицию и даже назвали ее худшим произведением группы. С другой, этим треком «битлы» в очередной раз показали миру, что они не собираются ограничиваться рамками, в которые шоу-бизнес старается загнать популярных исполнителей.

История создания

Будущая композиция появилась на свет в результате дальнейшей работы над материалом, оставшимся от песни Revolution 1 из легендарного «Белого альбома» (White Album) The Beatles.

Джон Леннон, прибегнув к помощи Джорджа Харрисона и Йоко Оно, создал оригинальный коллаж. В него вошли не задействованная в Revolution 1 кода, отрывки из классических произведений, обрывки речи и другие элементы.

Позже он вспоминал:

Все было сделано из лупов [закольцованных записей]. Я запустил около тридцати лупов и засунул их в один базовый трек. Я брал классические кассеты, шел наверх и резал их на куски, прокручивая в обратную сторону и делая тому подобное, чтобы добиться звуковых эффектов.

Одной вещью был голос звукооператора, произносящий: «Это тестовая серия EMI номер девять». Я просто нарезал все, что он говорил, и дал этому девятый номер. Девять – мой день рождения, мое счастливое число и так далее. Я этого не осознавал. Просто очень забавно звучал голос, произносящий: «Номер девять». Это было сродни шутке – постоянно упоминать номер девять, вот и все.

Rolling Stone, 1970

В композиции чувствуется влияние Йоко Оно. Пол рассказывал:

Я как-то слушал ее материал – не просто визг и завывания, но также эти ее обрывки слов, разговоры, дыхание и прочие странные вещи… Я был заинтригован и захотел сделать нечто подобное.

All We Are Saying, David Sheff

Известно, что Йоко помогала Джону выбирать фрагменты для Revolution 9.

Критики также считают, источником вдохновения для Леннона, могло быть произведение Hymnen немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузенана  (Karlheinz Stockhausen).

Структура

Revolution 9 состоит из многочисленных фрагментов, включая следующие:

  • Кода, не вошедшая в Revolution 1;
  • Повторяющийся отрывок из оркестрового наложения, записанного для песни A Day in the Life;
  • Завершающий аккорд из «Седьмой симфонии» Яна Сибелиуса;
  • Сэмпл из O Clap Your Hands Ральфа Воан-Уильямса;
  • Отрывок из «Симфонических этюдов» Роберта Шумана;
  • Краткие обрывки из произведений Бетховена;
  • Часть арабской песни Awal Hamsa;
  • Луп из Tomorrow Never Knows;
  • Записи меллотрона, скрипок, электрогитары, цимбал, струнного квартета, дуэта валторны и гобоя;
  • Фразы, выкрики и прочие звуки, издаваемые Ленноном, Оно, Харрисоном, Мартином и сотрудниками студии.

Несколько раз в композиции звучат слова “number nine”. Их вырезали из экзаменационных кассет, записанных в Королевской академии музыки (Royal Academy of Music). Они хранились на Эбби-Роуд.

Смысл песни Revolution 9

Джон Леннон объяснял, о чем произведение:

Revolution 9 стала подсознательным изображением того, что, как мне кажется, произойдет, когда это уже происходит. Как будто я рисую революцию.

Rolling Stone, 1970

Когда Джона спросили, посвящена ли Revolution 9 смерти, он ответил:

А вы ее послушайте. На солнце. На улице. И сами решайте, о смерти ли она. Она ни о чем конкретном. Это набор звуков, подобно тому, как прогулка по улице – это набор звуков. Я просто уловил мгновение и записал его на пластинку – вот о чем она. Возможно, она имела отношение к звукам революции… Такова ее смутная история.

Запись

Тридцатого мая 1968 года «битлы» записывали Revolution 1. Восемнадцатый дубль лег в основу Revolution 9, за которую они взялись 6 июня. Леннон принес двенадцать кассет с многочисленными отрывками, из которых музыканты начали формировать композицию.

Важным днем в истории песни стало двадцатое июня. Работая с семи вечера почти до четырех утра, Леннон, Харрисон и несколько звукоинженеров создали основу звукового коллажа. Позже они добавили финальные штрихи и записали Revolution 9 в стерео.

Релиз и достижения

Маккартни и Мартин советовали Джону обойтись без Revolution 9 в «Белом альбоме», но Леннон был непреклонен. Пол рассказывал:

Revolution 9 была очень похожа на материал, который я сам записывал шутки ради. Я думал, что он не годился для релиза, но Джон всегда меня ободрял.

«Антология»

Песня стала двенадцатым треком альбома The Beatles.

Мнения критиков о композиции разделились. Одни хвалили музыкантов за смелые эксперименты, другие называли ее откровенной неудачей, а третьи честно признавались, что не поняли Revolution 9.

В 1971 году читатели The Village Voice и слушатели радиостанции WPLJ признали ее худшей песней The Beatles.

Легенды вокруг Revolution 9

Загадочная композиция породила интересные мифы.

Основатель секты «Семья», преступник Чарльз Мэнсон (Charles Manson), считал несколько песен из «Белого альбома» предсказаниями будущей межрасовой войны. Наиболее явные пророчества виделись ему в треке Revolution 9, в котором он прослеживал отсылки к библейским Откровениям.

Песня фигурирует в знаменитом мифе о смерти Пола Маккартни. Сторонники теории указывают на звук разбивающегося автомобиля и взрыв. Также им слышится фраза “Turn me on, dead man” при воспроизведении записи в обратном направлении.

Видеоклип

Посмотрим музыкальное видео к Revolution 9 – The Beatles.

Любителям фантастических теорий о скрытых посланий в композиции предлагаем Revolution 9, проигранную в обратном направлении.

Кавер-версии

Песню исполняли группы Phish, Def FX, Little Fyodor и другие коллективы.

Интересные факты

  • Это самая длинная песня в официальной дискографии The Beatles.

Текст песни Revolution 9 – The Beatles

Bottle of claret for you if I’d realised.
Well, do next time.
I’d forgotten all about it, George, so I’m sorry. Will you forgive me?
Yes.
Cheeky bitch.

Number 9 x12

Then there’s this Welsh Rarebit wearing some brown underpants
About the shortage of grain in Hertfordshire
Every one of them knew that as time went by
They’d get a little bit older and a little bit slower but
It’s all the same thing, in this case manufactured by someone who’s always
Umpteen times
Your fibres giving it diddly-i-dee
District was leaving, intended to pay for

Number 9, number 9

Who’s to know?
Who was to know?

Number 9 x12

I sustained nothing worse than
Also spoken for
Whatever you’re doing
A business deal falls through
I informed him on the third night
When fortune gives

Number 9, number 9, number 9

Right x8

9, number 9, number 9, number 9

I’ve missed all of that
It makes me a few days late
Compared with, like, wow!
And weird stuff like that
Taking our sides sometimes
Floral bark
Rouge doctors have brought this specimen

I have nobody’s short-cuts, aha…

9, number 9

With the situation

They are standing still

The plan, the telegram

Ooh ooh

Number 9, number

Ooh

A man without terrors from beard to false
As the headmaster reported to me
My son he really can try as they do to find function
Who could tell what he was saying, and his voice was low and his hive was high
And his eyes were low

All right!

Number 9 x11

So the wife called, and we’d better go to see a surgeon
Or whatever to price it
Right!
Yellow underclothes
So, any road, we went to see the dentist instead
Who gave her a pair of teeth which wasn’t any good at all
So I said I’d marry, join the bloody Navy and went to sea

In my broken chair, my wings are broken and so is my hair
I am not in the mood for wearing

Um da
Aaah

How?
The dogs were dogging, the cats were catting
The birds were birding, and the fish were fishing
The men were themming, and the when were whimming

Only to find the night-watchman
Unaware of his presence in the building

Onion soup

Number 9 x6

Industrial output
Financial imbalance

Thrusting it between his shoulder blades

The Watusi
The Twist

El Dorado

Take this, brother, may it serve you well

Maybe it’s nothing
Aaah
Maybe it’s not that; it’s
What? What? Oh

Maybe even then
Exposures in London
It’s a difficulty being
By exposure
Because it’s almost like being naked

If you become naked

That line
Hold that line x4

Block that kick x9

Цитаты о песне

Я не знаю, какое влияние оказала Revolution 9 на фанатов-подростков, но большинство из них ее не оценили.

John Lennon, Anthology

Антишедевр… в течение восьми минут на альбоме, который официально назван The Beatles, не было «битлов».

Robert Christgau и John Piccarella

…да, The Beatles – люди, и они иногда выдают жуткое дерьмо.

Edward Sharp-Paul, FasterLouder

…самое непопулярное музыкальное произведение, которое создали The Beatles.

Mark Paytress, Mojo, 2003

Комментарии 1

Ваше мнение о песне?

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.