Военная песня «В землянке» – это одно из самых трогательных и мелодичных музыкальных произведений времён Великой Отечественной. Стихотворение «Бьётся в тесной печурке огонь» берёт за душу своей искренностью, ведь автор не понаслышке знал об опасностях фронтовой жизни и тоске по семье.
Алексей Сурков написал его сразу же после того, как чудом вырвался из окружения и едва не погиб, а предназначались эти душещипательные строки жене поэта, с которой его разлучила война.
История песни «Бьётся в тесной печурке огонь»
История создания этой композиции широко известна благодаря подробным рассказам автора и многочисленным исследованиям советских меломанов.
В ту пору Алексей Александрович трудился военным корреспондентом «Красноармейской правды». Двадцать седьмого ноября 1941 года он с коллегами отправился к бойцам девятой стрелковой дивизии. Ей присвоили гвардейское звание, о чём нужно было написать статью.
Вечером они находились на командном пункте стрелкового полка, когда его отрезали от советских батальонов фашистские танки. Репортёры, солдаты и офицеры укрылись в блиндаже, отстреливаясь от наступающих гитлеровцев. С наступлением темноты командиры приняли решение вырываться из окружения.
Капитан И.К. Величкин собрав все имевшиеся в запасе гранаты, пополз к позициям врагов, и уничтожил противника в трёх домах. Это позволило отступить к речке. Затем они смогли под миномётным огнём перебраться по льду на другую сторону, пересечь минное поле и выйти к своим.
Здесь и далее приводятся воспоминания Суркова об истории песни «Землянка». Их в 1975 году опубликовало издательство «Московский рабочий» в сборнике «Истра, 1941»:
Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать «домашних» стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки…
Наталья Суркова, дочь поэта, рассказывала, что идея родилась из фразы, которую тогда произнёс Алексей Александрович: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти – четыре шага».
А затем произошла памятная встреча, без которой не было бы знаменитой песни военных лет.
Стихи мои «Бьется в тесной печурке огонь» так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню».
И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою совесть и очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел.
«Истра, 1941»
Вскоре состоялась импровизированная премьера нового музыкального произведения:
Через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее «В землянке». Все, свободные от работы «в номер», затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня получилась. Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. И сразу стало ясно, что песня «пойдет», если мелодия ее запомнилась с первого исполнения.
«Истра, 1941»
Писатель Евгений Воробьёв и Михаил Савин принесли ноты и слова песни «В землянке» в «Комсомольскую правду» и сами спели её в редакции. Двадцать пятого марта 1942 года вышел номер газеты, в котором было опубликовано стихотворение.
Далее началось триумфальное шествие «Землянки» по фронтам Великой Отечественной. Народ искренне полюбил её за трогательные слова и красивую музыку.
Впрочем, нашлись и критики, усмотревшие в словах песни «Бьётся в тесной печурке огонь» упаднические настроения. Они требовали от автора переписать строчку «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага». Когда Сурков отказался, на трансляцию композиции по радио наложили запрет, но позже его сняли после возмущённых писем с фронта. Тем не менее, кто-то успел внести требуемые изменения в текст, что также вызвало негодование у слушателей.
Исполнители песни «В землянке»
Композицию повсеместно исполняли многочисленные музыкальные коллективы. Алексею Суркову больше всего нравилась версия «Землянки» Михаила Новожихина.
«Землянку» включила в репертуар Лидия Русланова. Википедия утверждает, что генерал-майор Владимир Крюков начал ухаживать за певицей после того, как она исполнила песню на концерте под Волоколамском весной 1942 года. Позже они вступили в брак.
После Великой Отечественной «Землянку» пели десятки знаменитых артистов, включая Ефрема Флакса, Леонида Утёсова, Аллу Пугачёву, Михаила Гулько и Павла Кашина. Послушаем, как поёт «Бьётся в тесной печурке огонь» Дмитрий Хворостовский.
Интересные факты
- «Землянка» известна в многочисленных перепевках и переводах на другие языки.
- Композиция прозвучала в драме Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”».
- Евгений Евтушенко включил «Землянку» в антологию «Строфы века».
- Стихотворение вошло в сборники «Три века русской поэзии» и «500 жемчужин всемирной поэзии».
Текст песни «В землянке»
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Аккорды песни «В землянке»
Am E Am
Бьется в тесной печурке огонь,
C F C C A7
На поленьях смола, как слеза.
Dm Am
И поет мне в землянке гармонь
E7 Am
Про улыбку твою и глаза.
G C
Про тебя мне шептали кусты
G C A
В белоснежных полях под Москвой.
Dm Am
Я хочу, чтобы слышала ты,
E Am
Как томится мой голос живой.
Цитата о песне
Помню, во время одного из застолий папа возмущался: «Люди поют: «Мне в холодной землянке тепло/От твоей негасимой любви», – а у меня написано – «от моей»!» На что мама ему ответила: «Вот, Алёшенька, народ тебя и поправил»
Наталья Суркова, «Аргументы и факты», 2011